Долг превыше страха
В гуще хаоса, поглотившего Алматы во время январских событий, находился и старший оперуполномоченный Управления по противодействию наркопреступности Аскар Джетегенов. Вместе с коллегами он защищал здание полиции, которое подверглось неоднократному
нападению бандитских группировок, передает Polisia.kz со ссылкой на Литер.
Как вспоминают полицейские, утро 4 января для них начиналось как обычно, но позже их собрали по тревоге в связи с проходящим в городе массовым митингом. Тогда еще никто не подозревал, чем это обернется.
– 4 января весь оперативный состав подразделения Департамента полиции города был задействован в охране общественного порядка. Я с коллегами выехал к «Алматы Арена», где на тот момент началось скопление людей. Прибыв на место, мы сразу поняли, что многотысячная толпа не настроена на мирные протесты, переговоры. Никаких требований они не выдвигали, нас практически сразу же стали закидывать камнями и другими попавшимися под руку предметами. Все это продолжалось до тех пор, пока кто-то из толпы не скомандовал им начать движение в сторону площади Республики. Это подтверждает тот факт, что вся эта ватага была управляема кем-то. Они действовали по четко отработанному плану. Когда они выдвинулись в центр города, мы также выехали туда. Правда, на саму площадь попасть уже не удалось: дороги были забаррикадированы. Но там были наши коллеги. В то время на площади уже наблюдалось большое скопление людей, однако если в первой половине дня собравшиеся в большинстве вели себя мирно, то с приходом сюда той самой группы, выдвинувшейся от «Алматы Арена», ситуация кардинально поменялась, — рассказывает майор полиции Джетегенов.
Как рассказал ЛИТЕРу капитан полиции Дамир (фамилия не указывается в связи с оперативной работой – прим. авт.), который с утра находился в составе команды полицейских, следивших за соблюдением правопорядка среди митингующих, шедшие с западной стороны города люди ворвались на площадь словно смерч, создавая настоящий хаос.
– 4 января по тревоге мы были направлены на площадь, нас было всего порядка 120 сотрудников полиции из разных районных управлений. Ближе к полуночи нашу оборону буквально растоптала толпа. Когда я лежал лицом к земле, слышал чьи-то командные крики: «Убей, и пойдем дальше!», — рассказал Дамир.
Как рассказал капитан полиции, живым он оттуда выбрался чудом, спасли парни из толпы, которые подхватили его и оттащили на безопасное место, а также бронежилет.
– Были среди митингующих адекватные ребята, которые отсоединились от толпы сразу же, как начались беспорядки. Парень, который меня тащил, плакал, по нему было видно, что он в ужасе от происходящего, не для того он вышел на митинг, чтобы потом убивать соотечественников и крушить родной город. Те, кто в итоге развернул весь этот хаос, имели четкие планы по дестабилизации ситуации, — говорит Дамир.
В эту ночь Дамир получил многочисленные ушибы мягких тканей головы, колото-резаную
рану правой ноги, травму глаза. От госпитализации капитан полиции, как и многие его коллеги,
отказался.
– Наверное это и есть тот момент, когда долг превыше страха, – говорят полицейские, вспоминая пережитое.
Впереди у алматинских полицейских были еще две напряженные ночи. Тогда цели бесчинствующих в мегаполисе толп были направлены на объекты правоохранительных органов,
захват оружия и уничтожение силовиков. В ходе январских митингов участники массовых
беспорядков совершили 27 атак на Департамент полиции Алматы. Еще несколько вооруженных
нападений пришлось отражать сотрудникам Управлений полиции Ауэзовского, Алмалинского,
Бостандыкского, Медеуского, Жетысуского районов.
– Были моменты, когда нам приходилось оставлять спецтранспорт за несколько кварталов, идти пешком и внедряться в толпу. Старались визуально запоминать лица, особенно тех, что имели отличительные знаки, являясь, так сказать, главными провокаторами и ведущими толпу. В основной массе это была, конечно, молодежь, причем, что самое страшное и опасное, одурманенная какими-то средствами. Они вели себя абсолютно неадекватно. Сутки пришлось держать оборону здания Департамента полиции, напротив которого находятся медицинский центр и детский сад, так вот оттуда эта толпа и совершала многочисленные атаки. Забрасывали «коктейлями Молотова», обстреливали, кидали камни, — рассказывает Аскар Джетегенов.
Он также вспоминает, что нападавшие на здание были одеты в бронежилеты, каски, имели
оружие.
– Можно сделать вывод, что они были хорошо подготовлены. К счастью, нам удалось отстоять здание, не допустить захвата ведомственного оружия. После обеда 6 января, благодаря прибытию военных, которые полностью оцепили по всему периметру здание, ситуация стабилизировалась, – вспоминает Аскар Джетегенов.
К счастью, сам Аскар Джетегенов не пострадал в ходе январских событий. Но пришлось быть
свидетелем ранений коллег, многие из которых продолжали службу, несмотря на травмы. Вспоминая пережитые часы штурма, майор полиции отдельно отметил слаженность действий коллег в экстремальной ситуации и постоянную поддержку руководства, которое все это
время находилось рядом, плечом к плечу со своими подчиненными. Тем не менее жертвы
январских событий среди стражей порядка есть.
Как сообщили в пресс-службе Департамента полиции города, в результате пресечения террористических атак, а также отражения вооруженных нападений на административные здания госорганов и стратегические объекты, свыше тысячи полицейских получили ранения разной степени тяжести. Трое погибли. Двое сотрудников полиции – старший сержант Ален Асылханов и старшина Ринат Камбетов – были смертельно ранены 5 января при отражении нападения на административное здание отдела полиции при УП Алмалинского района. Еще один страж порядка, младший сержант полиции Нурболсын Алмасов, погиб, защищая один из объектов стратегического значения.