Ветеран следствия рассказал, как работал над раскрытием самых громких дел
Работа следователя всегда была окутана ореолом тайны. Ветеран следствия Асылболат Какимов рассказал, как работал над раскрытием самых сложных и громких дел, передает Polisia.kz.
Пик работы Асылболата Какимова пришелся на сложные в криминогенном плане 90-е годы.
– Я уроженец Лебяжинского района (ныне носит название Аккулы) Павлодарской области. В 1984 году после демобилизации из армии пришел на учет в районный комитет комсомола, где меня сагитировали идти поступать на учебу в органы внутренних дел. Тогда на выбор предлагалось окончить Карагандинскую высшую школу милиции или Алматинскую среднюю специальную школу милиции. Честно говоря, я сомневался, смогу ли поступить на учебу в высшее учебное заведение. Поэтому решил пойти в среднюю специальную школу милиции, где отучился очно два года в городе Алма-Ате, и вернулся в родной район работать участковым инспектором милиции, – вспоминает ветеран следствия.
Первые пять лет Какимов отработал участковым. Это был период сухого закона, по всей стране шла борьба с алкоголизмом. Помнит, что в этой должности ему было поручено расследование первого уголовного дела по факту хулиганства. Тогда прокурором района был Нурлан Андиржанов, который в свое время работал в следственной группе из Генеральной прокуратуры СССР Гдляна и Иванова в Узбекском ССР. Прокурор поручил ему, как молодому участковому, 20-дневный срок раскрыть преступление и провести дознание по уголовному делу. Асылболат Калелович закончил его за 15 дней.
– Помню, что в связи со сжатым сроком я даже не успел пронумеровать листы и подшить дело. Дело отнес прокурору нарочно и доложился. Нурлан Манапович проверил его, убедился в моем старании, а затем поручил своему секретарю помочь в нумерации листов и подшить, – говорит Асылболат Калелович.
После этого Асылболат Какимов по приказу начальника РОВД еще несколько раз подменял следователей, уходивших в отпуск. Так и проснулся интерес к профессии. Спустя время он перевелся на должность старшего инспектора группы дознания. Следующие несколько лет расследует ДТП, случаи хулиганства и т. д, но по-настоящему ему была интересна профессия следователя.
– Следователь – лицо самостоятельное. В отличие от дознавателя, который каждое свое постановление должен был утверждать у начальника РОВД, следователь сам подписывал постановления и передавал прокурору, – поясняет собеседник.
Окончив Алматинскую высшую следственную школу милиции в 1997 году, Асылболат Какимов перевелся в следственную службу УВД Павлодарской области. Он расследовал грабежи и разбои. Через полгода его назначили заместителем следственного отделения Индустриального РОВД, а затем через год на должность старшего следователя по особо важным делам областного аппарата по расследованию умышленных убийств.
– Моим руководителем был тогда начальник управления по расследованию умышленных убийств и против личности областного аппарата Марат Набиевич. Это был очень грамотный человек и талантливый следователь. Под его началом я и мои коллеги очень многому научились. Он умело направлял следователей в ходе расследования уголовных дел. Его обвинительные формулировки по оконченным уголовным делам принимались в суде с первого раза. Он знал Уголовный кодекс так досконально, словно сам его писал, – вспоминает ветеран службы.
По воспоминаниям нашего собеседника, с 1997 по 2005 год Павлодарская область «гремела» по тройным, пятерным и даже шестерным убийствам.
– Один Экибастуз «давал» по три-четыре трупа. Павлодар – по пять-шесть. На этом фоне убийства одного или двух человек воспринимались как «бытовуха», – вспоминает ветеран следствия.
Первым таким сложным расследованием для Асылболата Какимова стало убийство пятерых человек в Павлодаре осенью 1997 года. Молодой следователь на тот момент только перевелся с периферии и был шокирован увиденным. Преступники убили трех женщин, а двух малолетних девочек утопили в ванне. Целый месяц длился осмотр места преступления, все это время квартира стояла опечатанной.
В осмотре принимал участие начальник управления расследования умышленных убийств Марат Смагулов. Именно под его руководством следователь Асылболат Какимов получил свои первые практические навыки. Однако убийство не было раскрыто в течение шести лет.
Настоящий преступник находился в местах лишения свободы за другие деяния. Он случайно проговорился приятелю по несчастью о преступлении шестилетней давности и уже на допросе сразу признался в содеянном. Оказалось, что все это время его мучила совесть. Уголовное дело было поручено старшему следователю по особо важным делам Гульжан Санбаевой, и она довела его до суда.
Асылболат Какимов работал над раскрытием серии изнасилований и убийств маленьких девочек и мальчиков. Преступления были совершены зимой в Павлодарском районе. Изначально был установлен подозреваемый, по его месту жительства был проведен тщательный осмотр, но все безрезультатно.
Помог случай. Ребенок одного из членов семьи подозреваемого проговорился: «А у нас есть под снегом яма». Во дворе дома под толстым слоем снега нашли емкость для воды, в которой обнаружили тело маленькой девочки. Педофил убил ее, вдавив лицом в снег.
Вторую жертву, мальчика, нелюдь изнасиловал средь бела дня в общественном туалете. Затем он завязал шарф на шее ребенка так сильно, что, прошагав два-три метра, мальчик задохнулся и рухнул на землю.
Педофил предстал перед судом. Его приговорили к исключительной мере наказания – смертной казни.
– Помню, как по делу педофила была проблема обеспечить ему защитника, то есть адвоката. Никто не желал защищать такого субъекта. Пришлось самому председателю Президиума областной коллеги адвокатов Владимиру Золотову принимать участие по делу в качестве адвоката защитника. Я старался никогда не терять веру в людей. Ведь в большинстве совершенных преступлений убийцами оказывались близкие люди – родственники и друзья семьи. Через год после пятерного убийства в Павлодаре осенью 1998 года убили семью из шести человек. Пришел друг семьи, который знал о деньгах и ценностях, хранящихся в доме. Они вместе поужинали, друг остался ночевать. А ночью всех спящих перестрелял через подушку. Среди убитых был ребенок, – рассказал Асылболат Калелович.
С середины двухтысячных годов преступность постепенно пошла на спад. В это время Асылболат Какимов был заместителем начальника РОВД, а с 2003 по 2007 год занимал должность начальника отдела расследований особо опасных преступлений против личности и организованной преступностью. По его словам, характер преступлений с тех пор сильно изменился.
– В 90-е годы с людей зимой снимали меховые шапки, летом крали велосипеды. Машины никто во дворе не оставлял, парковались на автостоянках. Иначе наутро можно было не досчитаться колес. Убийства тщательно планировались и были сопряжены с разбоем. Целью было завладение деньгами, драгоценностями, норковыми шубами. Преступниками оказывались друзья и знакомые, которые знали о том, как живет семья. Это сейчас деньги лежат на счету, а тогда под матрацем. В 2000-е годы преступность перешла на мобильные телефоны, из дома выносили компьютеры. Сейчас я наблюдаю за новостями и вижу, что те же норковые шубы уже никому не нужны. Их не сбыть. Преступность вышла на новый уровень. Теперь это мошенничества в сети. А убийства не спланированы, а происходят на бытовой почве: выпили, повздорили, схватились за нож, – рассказывает ветеран.
По его словам, технологии видео слежения также пошли на пользу нынешним следователям. К примеру, давно не слышно о разбойных нападениях на банки. Между тем в Павлодаре с 1993 по 2005 год произошла серия налетов на банк.
– Все происходило как в кино. В обычный день преступники нападали на банк, угрозами забирали деньги и уезжали на угнанной машине. Это была банда из четырех человек. Много лет никто не мог их остановить, пока в 2005 году этим налетам не был положен конец. Оказалось, что организатор уже несколько лет находился в розыске. По его месту жительства, где он скрывался, кроме похищенных денег из банка были обнаружены самодельная бомба, несколько пистолетов разных калибров с глушителями. Все оружие экспертом признано пригодным к стрельбе, – вспоминает Асылболат Какимов.
Суд назначил участникам организованного вооруженного нападения максимальные сроки лишения свободы. Сейчас трудно представить такое дерзкое преступление.
В конце декабря 2007 года начальник отдела расследований особо опасных преступлений против личности и организованной преступностью следственного управления ДВД Павлодарской области Асылболат Какимов в звании подполковника полиции вышел на заслуженный отдых. После поступил в адвокатуру и успешно работает по сей день.
Асылболат Калелович с супругой воспитали двух дочерей. Они не пошли по стопам отца, но он этому только рад.
– Для женщин это сложная работа. К примеру, я в последний раз жил обычной гражданской жизнью в школьные годы. Потом была армия, учеба в школе милиции и служба в органах внутренних дел. 25 лет жил без выходных, до пяти утра мог писать обвинительные акты. Даже сейчас, как и много лет назад, я составляю план на день и строго следую расписанию. В мое время следователями были мужчины. И только одна девушка – моя коллега Гульжан Санбаева, которая сейчас, как и я, является ветераном органов внутренних дел. Сейчас же процентов 70 следователей – девушки, – говорит ветеран.
На вопрос «Каким должен быть следователь?», Асылболат Калелович ответил кратко.
– Согласно крылатому выражению, у следователя должны быть холодная голова, горячее сердце и чистые руки. Это должен быть юридически грамотный человек, который ведет объективное расследование. Он должен рассмотреть дело со всех сторон и учесть не только негативные, но и положительные стороны преступника. Это может быть семья, маленькие дети. И только потом суд рассмотрит дело, — заключил спикер.