О чем жалеют «ждули»
Казахстанки рассказали, каково это — обмениваться кольцами под конвоем и проводить короткий «медовый месяц» в комнате для свиданий. Свадьбой мечты это назвать очень сложно, однако желающих меньше не становится. О том, как женщины знакомятся с осужденными и как складывается их семейная жизнь, узнавала корреспондент сайта Polisia.kz.
Любовь или расчет – главный вопрос, который возникает у сотрудников Департамента УИС по Карагандинской области и по области Ұлытау, когда раз за разом поступают заявления от осужденных, о заключении браков с гражданскими женщинами.
Множество казахстанок заочно начинают отношения с мужчинами, которые отбывают срок наказания в местах лишения свободы. Для них даже придумали специальные названия: «ждули» и заочницы.
Разные жизненные истории встречают сотрудники администрации при беседе с теми, кто желает создать семейные узы с осужденными.
В основном психологи при консультации с родственниками подопечных прививая семейные ценности стараются укрепить их взаимоотношения, для того, чтоб осужденные могли после освобождения реализовать себя в роли мужа, отца и с последующем не возвращаться в места столь отдаленные, могли чувствовать себя полноценными гражданами государства.
Но все же истории браков, заключенных за колючей проволокой имеют как положительную концовку, так и отрицательную.
Все имена героинь изменены.
Анастасия, 42 года:
— Ранее я состояла в обычном браке дважды – первый брак продлился 7 лет, а второй – 8 лет. Кроме алкоголя со стороны мужей, унижения моего личного достоинства, предательства ничего хорошего не получала. И, оказавшись одна, стала воспитывать четверых детей. На себя и времени не хватало. В 2019 году в газете увидела объявление, где мужчина рассказывал о себе и желал завести семью, не смотря на прошлую жизнь девушки. Однако адрес его был – за колючей проволокой. Все же я решилась поехать в колонию. Созвонилась с администрацией. Приехала вначале на краткосрочное свидание. Узнала, что судим неоднократно — три раза, а в четвертый раз он был осужден за убийство. Испугало, конечно! Но Николай мне понравился своим вниманием и хорошим отношением. Расположил к себе быстро. В колонии зарегистрировали брак. И уже на протяжении трех лет я приезжаю к нему в статусе законной жены. Говорит, что ему осталось отбывать срок еще три года из семи лет общего срока наказания, особого режима. После чего он приедет жить ко мне, чтоб вместе воспитывать моих детей. Жду с нетерпением! У нас получится отличная семья! Так, и свою подругу Веронику я познакомила с его сокамерником. Но отношения у них закончились быстро.
Вероника, 45 лет:
Моя история противоположная. Со своим бывшим мужем меня познакомила Анастасия, подруга детства. Она долго скрывала от общества свои отношения с осужденным. Узнав, о ее связи я отговаривала ее вступать с ним в законную связь, но безрезультатно. И уже осенью 2019 года Анастасия с Николаем зарегистрировали свой брак в местах лишения свободы. Я тоже в личных отношениях считаю, что не состоялась. Имею дочь и сына. Был один законный брак и два гражданских. Занимаюсь предпринимательской деятельностью, имею свою фирму. Сердечных отношений так и не нашла. Посмотрела на подругу, подумала: «Вроде, счастливая…». Одно тяжело – ездить на свидания, закупать передачи, а это большие материальные затраты. В марте 2019 года на мой адрес пришло письмо от некого Кости. Смотрю, адрес – «Учреждение АК-159/5». Дня три я боялась вскрыть конверт, так как с зоны друзей не имею. Думала очередная афера. Короче, все же открыла письмо, где лежало мое фото и много написано красивых слов в виде стихов и пожеланий. Да, это очень растрогало, не спорю! Ранее от вольных мужчин таких слов не слышала. Ответила один раз, потом другой раз. И как оказалось, про меня информацию Кости дал Николай — муж Анастасии. Настя ему присылала наши фото. Видимо, хотела и мое счастье устроить. Вот и первое свидание. Приехала, познакомилась лично. И все, здесь я поймалась. Не знаю, что произошло, но он как зомбировал меня своим вниманием, обращением. Решили пожениться. Узнав об этом, родные мои были настолько против, особенно сын, узнав о моем решении, что после бракосочетания мне пришлось собирать передачи украдкой, а большие сумки хранить у соседей. Так, в течение года к мужу я ездила скрыто. При первых встречах были сильные и теплые чувства, когда, казалось, летала на небесах. Я впервые стала понимать тех женщин, которые находят любовь за колючей проволокой, а не на свободе. Но в 2021 году в комнате ожидания для родственников осужденных я уже ожидала сотрудников РАГС с заявлением о расторжении брака. Очень много сил и времени потратила на становление нашей семьи. Одумалась, когда в одну из наших встреч, мой муж резко изменился и стал применять жестокость по отношению ко мне. Когда я стала высказывать ему о его поведении, то в мой адрес полетели гневные высказывания, в ходе чего он даже толкнул меня. Стало жутко обидно, ведь я трачу деньги из личного капитала, приезжая к нему, обманываю детей и близких, уезжая почти на четыре дня типа в командировку. Еще узнала, конечно, позже, правду о его статье, по которой был осужден, так как ранее он рассказывал иную историю о краже, хотя сидит за нанесение тяжких телесных повреждений своей сожительнице, со смертельным исходом. Хорошо, что вовремя остановилась. Сожалею о неверном выборе.
Согласно статистики, за период 2022 год в отдел РАГС города Абая со стороны гражданских женщин было подано 10 заявлений о регистрации брака с осужденными, отбывающими наказание при Учреждение 29 ДУИС по Карагандинской области и по области Ұлытау. Из них зарегистрировано 7 браков. В различные отделы регистрации акта гражданского состояния по РК подано 20 заявлений, 15 из которых инициаторами являются супруги осужденных.