Восстановить семейный архив родственникам репрессированных помогает полиция СКО
Карантинные ограничения не позволили сотрудникам спецархива североказахстанской полиции встретить 31 мая запланированными мероприятиями. Тем не менее, в преддверии Дня памяти жертв политических репрессий они пригласили съемочную группу регионального телеканала для встречи с очередным посетителем. Предприниматель из Жамбылского района Екпин Абиев обратился за материалами по своему деду Аби Есекину, история которого — яркая иллюстрация эпохи политических репрессий.
«Он был осужден в конце 1941 года. Якобы «проводил антисоветскую агитацию, дискредитировал колхозный строй, распространял пораженческие слухи». Еще он назван малограмотным. Странная подробность, ведь на время войны Аби был оставлен в деревне учителем. Он окончил шесть классов — серьезное образование по тем временам. Его брат Кажигали, погибший в боях под Москвой, тоже учил детей, имея за плечами всего четыре класса. Даже письма с фронта писал исключительно в стихах. В материалах дела я впервые увидел кассационную жалобу Аби — она написана красивым, уверенным почерком образованного человека. Обвинить его в малограмотности мог только завистник…», — рассказывает Екпин Абиев.
Некоторые подробности давней трагедии он узнал у аксакалов нынешнего Есильского района, где жил его дед. Аби Есекин был ответственным колхозником, требовательным к себе и к другим. До обеда учитель, после обеда — земледелец, он подбадривал женщин, которые заменили в поле ушедших на войну мужчин: «Если не соберем урожай — стране нечем будет кормить солдат, и мы проиграем войну. Если не сошьете для солдат одежду — ваши мужья и братья на фронте будут мерзнуть, не смогут победить врага».
«Эти слова, умело извращенные, стали причиной его гибели. Для меня не остается сомнений, что деда погубил донос завистника. В деле нет упоминаний о том, где он отбывал срок. Человек бесследно исчез, больше о его судьбе ничего не известно. В 1989 году уголовное дело в отношении Аби было прекращено ввиду отсутствия состава преступления. Тяжело листать эти страницы, но мы, потомки, должны знать правду», — говорит предприниматель.
С начала года спецархив помог восстановить семейную историю 11 людям.
«Всего же с 2014 года, когда материалы по реабилитированным североказахстанцам были переданы из ДКНБ в органы внутренних дел, мы подготовили 131 архивную справку. Направляли ответы жителям регионов Казахстана и РФ, Польши, Германии. Работая с делами репрессированных, мы сами превращаемся в историков, задача которых — помочь людям восстановить прошлое своей семьи и Родины», — отмечает главный специалист СГА УИС ДП СКО Эльмира Валиулина.