Информационный медиа-портал POLISIA.KZ

О методе «Погода в доме» рассказал психолог ДУИС по Карагандинской области

О методе «Погода в доме» рассказал психолог ДУИС по Карагандинской области, сообщает Polisia.kz.

Психолог учреждения АК-159/5 Департамента уголовно-исполнительной системы по Карагандинской области использует методику расстановки семейных ценностей на осужденных.
Для психологической работы со спецконтингентом, психологи всегда начинают с изучения проблем их раннего детства. Ведь именно с детства из за отсутствия семейного воспитания и образа жизни идут самые сложные последствия, такие как: разрушение личности, не реализованные планы, нанесение вреда своей судьбе и окружающим, рождение преступного стереотипа и многое другое.

С целью изучения биографических данных осужденных, причин не успешности, выявления препятствий на пути, прошлых негативных событий, сотрудники группы психологического обеспечения учреждения АК-159/5 департамента УИС применяют метод ментальных расстановок, основанный на семейных расстановках Берта Хеллингера — «Погода в доме».

Системно-семейные расстановки — это метод краткосрочной психотерапии. Оно позволяет работать с проблемами, уходящими своими корнями в глубокое прошлое рода. Это означает, что элементом исследования или изучения является не отдельный человек, а взаимосвязь, взаимоотношения двоих, троих людей (и более). Эта работа проводится в групповой, и в индивидуальной форме.

— Психологи нашего учреждения подбирают индивидуальный подход к каждому осужденному. Глубокий анализ психотерапевтической работы помогает справиться с их сомнениями и создать благоприятные условия в социуме и личностном росте, человек вновь обретает семейно-психологическую устойчивость, — сообщил начальник учреждения АК-159/5 Игорь Бендерский.

При индивидуальной работе с осужденными одним из подручных материалов психологи используют разноцветные «Пуговки» разных размеров, форм и видов, которые помогают четко выстроить картину их семейной структуры и ролей между родными, а также понять семейные взаимоотношения.

— Я всегда думал, что пуговицы предназначены для одежды. Но на очередной психотерапевтической работе психолог мне достал шкатулку, где было столько разных пуговиц, что не описать. Вначале я принял этот метод работы за шутку. Что они мне дадут? Или что смогут рассказать обо мне? Я усмехнулся, но заранее спрашивать ни о чем не стал. И вот мы приступили к работе. Мне предложили выбрать из большого количества пуговиц одну, которая характеризовала бы по внешнему виду мою маму, а также на белом фоне необходимо было найти ей место. После ситуация повторилась и так происходило пока я не выстроил структуру всей своей семьи: отца, сестру, бабушку, дедушку. Когда мы стали рассуждать над полученной картиной я заметил, что некоторые пуговицы совершенно разные по цвету настолько насколько отличались действующие роли из числа моей семьи. А отца я выбрал синим цветом и без ножки, потертой старой пуговицы, что означало его положение в семье – алкоголь, болезнь и многое другое. А самое интересное было то, когда я взглянул на свою пуговицу, которую выбрал, как свою роль — она была точь в точь одинаковой как у отца и по цвету и форме. И здесь я понял в чем суть этой интересной работы — мы с отцом единое целое. Поверьте, это было визуальным результатом того, кто я есть сейчас. Далее психолог начал описывать ситуацию моего детства и роль родных, как специалист, рассказала о трудных взаимоотношениях с родителями, о том, что их больше нет в живых и даже, то, о чем я никому не рассказывал: мой отец и мать сильно увлекались распитием спиртных напитков, имели проблемы со здоровьем и на сегодняшний день их уже действительно нет в живых. Все детство я рос в разборках, матах, скандалах. Мои родители часто забывали обо мне, так как всегда искали деньги, что бы похмелиться и некоторые бытовые растраты. Отец, исчезал раза два на долгое время, позже я узнал, что он был судим за кражу. Маме было не до меня и сестры. В школе сверстники всегда смеялись над моим внешним видом. Я был неблагополучным ребенком в классе, потому что был одет не как все, учился плохо, всегда ходил сонным и злым. Часто говорил себе, что никому этого не пожелаю и жить как мои родители не буду. Мне пришлось в девятом классе начать подрабатывать, а потом я просто устал и стал красть. Первая судимость в 16 лет. После освобождения — друзья, пьянки и снова кража. Сегодня мне 40 лет, 20 лет из которых я нахожусь с периодичностью в местах лишения свободы. Постоянно вспоминаю свои слова, что я таким как мои родители не стану, но получилось, что я стал именно тем, кем так сильно не хотел быть. Этот семейный сценарий я увидел вживую на обычных пуговицах. Спасибо психологу за такую четкую работу. В настоящее время отзеркалив родительский образ жизни я действительно хочу стать другим человеком, — сообщил осужденный учреждения АК-159/5.

Практика показывает, что из 100% осужденных, прошедшие семейно-системную психотерапию 90% имеют общую базу: им не нравится, что с ними происходит в жизни, но они не могут найти этому объяснений и играют роль семейного сценария (например: сценарий, когда родители вели неблагоприятный образ жизни, связанный с злоупотреблением алкоголя, имеющих судимости раннее, сценарий семейной жестокости, безразличного отношения к своему ребенку, либо наоборот — гиперопека, родители чрезмерно опекали/оберегали ребенка от трудных испытаний в жизни и не научили правильно выходить из стрессовых ситуаций).

— При помощи Метода ментальных расстановок «Погода в доме» мы помогаем участникам наглядно увидеть, какой именно сценарий разворачивается в их жизни, и как повлияло на них семейное воспитание, а также какую роль они взяли на себя, чтоб отразить поведение одного из близких им человека. В завершении с группой отрабатываются коррекционные упражнения, для восстановления психологической энергии, утраченной при работе. Проанализировав и изучив нервно-психологическую устойчивость осужденных, мы даем сотрудникам исправительного учреждения рекомендации по установлению контакта с ними, выбора воспитательного воздействия, подбираем виды мероприятий, в которых они могут активно себя проявлять, — прокомментировал старший инспектор психолог Маргарита Жумабекова.

Читайте также

Оставьте ответ