Министр внутренних дел доложил о мерах по реализации Послания Главы государства
Сегодня на заседании Правительства Министр внутренних дел Марат Ахметжанов доложил о планируемых мерах по реализации Послания Главы государства, передает Polisia.kz.
В рамках ужесточения ответственности за насилие в семейно-бытовой сфере планируется:
• Ввести дополнительный квалифицирующий признак – «в отношении лица, состоящего в сфере семейно-бытовых отношений» по наиболее распространенным уголовным правонарушениям:
— ст. 106 УК «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью» – с 3 до 6 лет лишения свободы;
— ст. 107 УК «Умышленное причинение средней степени вреда здоровью» – с 2 до 3 лет лишения свободы;
— ст. 110 УК «Истязание» — с 2 до 7 лет лишения свободы.
• Установить нижний порог срока ареста по адмправонарушениям в этой сфере от 5 суток (ранее отсутствовал), а также увеличить срок ареста по повторным правонарушениям с 20 до 25 суток.
Это:
— ст. 73 КоАП «Противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений»;
— ст. 73-1 КоАП «Умышленное причинение легкого вреда здоровью»;
— ст. 73-2 КоАП «Побои»;
— ст. 461 КоАП «Нарушение защитного предписания»;
— ст. 669 КоАП «Нарушение особых требований к поведению».
• Кроме того, предполагается перейти с заявительного на выявительный характер регистрации бытовых правонарушений.
Это даст возможность полиции возбуждать дела об административных правонарушениях без заявления потерпевших – по факту совершения бытового насилия. При этом окончательная правовая оценка будет даваться судом.
• Также планируется ужесточить требования к процедуре примирения сторон в суде, путем исключения такого права при повторном совершении противоправного деяния.
Это также позволит прекратить психологическое давление дебоширов и других лиц на пострадавших.
• Прорабатывается вопрос замены меры административного взыскания «предупреждение» на общественные работы (ст. 73-1, 73-2, 461 КоАП).
Это — уборка улиц, общественных территорий, строительство и ремонт дорог, озеленение и благоустройство городских территорий, а также другие социально-полезные работы.
Такой вид наказания наиболее эффективно мотивирует потенциальных нарушителей к контролю за своим поведением.
В рамках противодействия наркобизнесу и профилактики наркомании:
Будет разработан стратегический программный документ Комплексного плана по борьбе с наркоманией и наркобизнесом.
Он будет содержать комплекс мер, направленных на консолидацию усилий уполномоченных государственных органов в сфере противодействия наркопреступности и профилактики наркомании.
При этом будет усилена межведомственная координация, а также контроль и надзор за реализацией планируемых мероприятий.
В частности планируется предусмотреть меры по:
• Усилению первичной профилактики наркомании с возложением ее координации на конкретный государственный орган (Минздрав).
В настоящее время данное направление регламентировано лишь Кодексом РК «О здоровье…», в соответствии с которым профилактика наркозависимости осуществляется всеми физическими и юридическими лицами в пределах имеющихся у них прав.
Также необходимо оптимизировать медицинский учет наркозависимых лиц, с включением в него следующих количественных показателей:
— эпизодическое употребление наркотиков (двукратное в течение года помещение в Центры детоксикации);
— госпитализация в связи с отравлением психоактивными веществами в другие медицинские учреждения, в том числе частные клиники;
— получение скорой медицинской помощи при передозировке наркотиками без госпитализации.
• Предполагается упрощение процедуры внесения под контроль новых видов синтетических наркотиков с совершенствованием методики их судебно-экспертного исследования.
Для этого необходимо:
— активизировать работу по оснащению органов судебной экспертизы современной приборной базой;
— на основе международного опыта выработать предложения по законодательному упрощению процедуры внесения под контроль новых видов синтетических наркотиков с возможностью их идентификации на основе фармакологических свойств.
• Совершенствование механизма ограничения использования при незаконном обороте наркотиков провайдерских, банковских и почтовых услуг.
Целесообразно законодательно закрепить идентификацию всех их пользователей.
• Укрепление пограничных пунктов пропуска, зон таможенного досмотра и международного почтового обмена.
Положительный опыт в данном направлении уже имеется, комплекс эффективных мер был реализован в рамках предыдущих отраслевых программ борьбы с наркоманией и наркобизнесом (2009-2011 и 2012-2016 гг.).
Однако в последние годы наркобизнес существенно трансформировался и сегодня через границу провозятся преимущественно не наркотики, а вещества и оборудования, используемые для их изготовления (конструкторы).
В целях повышения эффективности мер по противодействию интернет- и телефонного мошенничества предполагается усилить работу по выявлению преступных схем, привлечению к ответственности их организаторов и дропперов (лица, участвующие в схемах обналичивания).
В этих целях на основе комплексного анализа будет разработана ведомственная программа противодействия киберпреступности, в том числе интернет-мошенничествам.
Планируется предусмотреть меры организационного и законодательного характера по нейтрализации и профилактики таких преступлений.
Особое внимание будет уделено выработке механизмов блокирования звонков с подменных абонентских номеров.
Наряду с этим совместно с уполномоченными органами будет усилена информационно-разъяснительная работа среди населения. Это повысит правовую и финансовую грамотность граждан.
Это — основные направления, относящиеся к компетенции МВД.
По реализации остальных поручений Главы государства – будет обеспечено активное участие Министерства, в том числе в рамках создаваемых рабочих групп.