Государственные услуги: новые подходы полиции во взаимодействии с населением
Полиция не только выполняет роль защитника правопорядка, но также активно участвует в реализации таких функций как выдача документов, регистрация транспортных средств, контроль за соблюдением законодательства и предоставление других административных услуг.
Всего органы внутренних дел оказывают населению 55 видов услуг, с учетом подвидов – 122, передает Polisia.kz.
В 2024 году полицией оказано 12 млн государственных услуг.
В настоящее время практически все услуги МВД автоматизированы, что позволило сократить сроки их оказания.
Например, если раньше паспорта и удостоверения личности выдавались в течение двух месяцев, то сейчас этот срок сокращен до 15 рабочих дней. А в городах Астана, Алматы, Шымкент и Актобе, где есть центры по изготовлению документов, заявитель, оплатив квитанцию за срочность, может получить документы за один рабочий день.
На две недели сокращены сроки выдачи удостоверений лицам без гражданства и видов на жительство иностранцам, постоянно проживающим в Казахстане. На девять дней сокращены прием и согласование приглашений принимающих лиц по выдаче виз Республики Казахстан. Также сокращено время перерегистрации автотранспорта с трех рабочих дней до 90 минут и замена водительских прав с одного рабочего дня до 40 минут.
Еще одним из нововведений МВД является смартфонизация госуслуг.
На сегодня восемь самых используемых услуг доступны на смартфонах, то есть в мобильных приложениях электронного правительства и банков второго уровня.
Это:
- регистрация автотранспорта;
- выдача водительских прав;
- регистрация по месту жительства;
- снятие с регистрации;
- подтверждение адреса для жителей приграничных территорий;
- оформление выезда на постоянное место жительства;
- переоборудование автотранспорта;
- оформление разрешения на временное проживание иностранцам.
Мобильные приложения просты и понятны. Их использование исключило необходимость посещения ЦОНов и отделов полиции. В 2024 году посредством приложений оказано 2,7 млн государственных услуг, а за два месяца 2025 года - 546 120.
В июле 2022 года был запущен проект "Цифровые документы". Министерством внутренних дел в этот сервис включены удостоверение личности, паспорт, вид на жительство иностранца в РК, удостоверение лица без гражданства. Теперь гражданам необязательно носить с собой оригиналы документов, достаточно предъявить цифровые. Они приравнены к оригиналу и могут использоваться при взаимодействии с физическими и юридическими лицами.
В 2022-2023 годах были запущены два проекта для снижения очередей в ЦОНах. Это терминал документирования и документирование граждан сотрудниками ЦОН.
"Терминал документирования" - это аппарат самообслуживания, который оснащен биометрической системой, функцией фотографирования и понятным интерфейсом. Благодаря устройству можно не только подать заявку, но и производить оплату на месте с помощью QR-кода. Он функционирует в городах Астана, Алматы и Кокшетау. Всего с 2023 года через терминал документировано 81 811 человек.
Проект "Документирование граждан работниками ЦОНа" реализуется в городах республиканского значения и во всех областных центрах страны. С запуском пилота в 2022 году время ожидания в очереди сократилось с 120 до 40 минут, а количество обслуженных граждан увеличилось.
МВД совместно с Министерствами здравоохранения и юстиции с июня 2023 года реализуется проект по присвоению ИИН новорожденным. Уже выдано 45 281 ИИН. Проект позволяет ставить на учет новорожденных во всех информационных системах госорганов с момента рождения. Это помогает предотвратить торговлю детьми. Также он обеспечивает проактивное предоставление госуслуг, таких как:
- выдача свидетельств о рождении;
- начисление пособий для матери;
- постановка на учет в детские сады и школы.